+7(49231) 2-18-00

контактная информация
  • О монастыре
    • История обители
    • Храмы и святыни
    • Издания о монастыре
  • Богослужения
    • Расписание Богослужений
    • Требы
  • свт. Василий Великий
    • Житие
    • Молитвы
    • Иконы
    • Статьи и проповеди
    • Творения
  • Владимирская Богоматерь
    • Молитвы
    • Иконы
  • Монастырская гостиница
  • Фото
  • Видео
  • Контакты
    • Обратная связь
    • Карта проезда
    • Вопрос / Ответ
  • О монастыре

  • История обители
  • Храмы и святыни
  • Издания о монастыре
Новости
21.06.2022
День памяти свт. Федора Суздальского чудотворца.

Сегодня в Суздале празднуют память свт. Феодора, первого епископа Суздальского.

подробнее...
12.06.2022
ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ.

После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. У евреев тогда был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы, вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими, единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме. Был третий час дня, по еврейскому счету часов, т. е. по нашему - девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Так Дух Святый, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов, в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.

подробнее...
03.06.2022
Спасение Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году

В 1521 году казанский хан Махмет-Гирей повел на Москву татар казанских и ногайских. Митрополит Варлаам и весь народ усердно молились пред ликом Владимирской иконы Божией Матери. Великий князь Василий Иванович едва успел собрать войско, чтобы встретить татар на дальнем рубеже, на реке Оке. Сдерживая их натиск, он медленно отходил к Москве.

подробнее...
  • Главная
  •  > 
  • О монастыре
  •  > 
  • История обители

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СВЯТО-ВАСИЛЬЕВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ Г. СУЗДАЛЯ.

Свято-Васильевский мужской монастырь в г. Суздале является единственным монастырём в России, носящим наименование свое в память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Первое известное упоминание о нём находим в записи Ростовской княгини Марии о дарованных монастырю землях в 1253 году. Но в отечественной истории можно найти следы существования Васильевской обители гораздо ранее. Так в повествовании о междоусобной войне российских князей в 1095 году упоминается один монастырь, пощажённый князем Олегом в Суздале от сожжения. Если принять во внимание, что древнейшие Суздальские монастыри были основаны в более позднее время, то не трудно понять, что здесь вероятнее всего речь идёт о Васильевском монастыре. Существует предположение, что обитель святителя Василия обязана своим основанием святому равноапостольному князю Владимиру, который во время пребывания в Суздале просветил здешних жителей святым крещением и воздвиг храм в честь своего Ангела и тем положил начало иноческой обители. В подтверждения такого мнения можно привести то обстоятельство, что все древнейшие церкви во имя Василия Великого в городах, современных началу христианства в России, имеют своим основанием равноапостольного князя Владимира. Это храмы в Киеве, Овруче, Владимире-Волынском и проч. В пользу этого предположения говорит также особенное уважение к Васильевскому монастырю Российских князей и многих царей, выражавшееся в наделении его вотчинами. Интересно, что к XVIII веку все древнейшие монастыри Суздаля уже были упразднены, кроме Васильевского и Ризоположенского. Даже Лжедмитрий, за нарушение жалованных грамот Васильевскому монастырю, угрожает смертной казнью, а царь Михаил Фёдорович именует игумена и братию Васильевского монастыря „своими богомольцами”, а монастырь – „своим царским богомольем”. Монастырь имел своё подворье в Суздальском Кремле, а это дозволялось только знатным монастырям. Подворье занимало место между Суздальским Собором и резиденциями Суздальских князей и воевод. У монастыря были значительные земляные угодья и княжеские сёла – Минское, Романовское, оброчное сельцо Васильевское. В XVII веке к монастырю была приписана Каменная часовня, так называемая у „Креста”, построенная в воспоминании о чудесном избавлении жителей г. Суздаля от моровой язвы 1654 года. Впоследствии в ней устроены храмы во имя всех Святых и св. Николая Мирликийского чудотворца. Монастырское подворье в Кремле просуществовало до 1719 года, когда было уничтожено пожаром и более не восстанавливалось. Если проследить исторические повествования о бедствиях г. Суздаля: неоднократные нашествия татар, поляков и литвы, опустошительных пожарах, моровых поветриях, то убедимся, что и на долю Васильевского монастыря выпало немало искушений, бед и скорбей лишивших его прежнего значения. Летописец Ананий в 1756 году писал: «На долю Васильевского монастыря имеются одне данные от великих князей Суждальских пашенные земли, а крестьян, кроме немногова числа бобылей не имеется. Из оставшейся той обители земли пашенной некоторая на потребу обители пашется, а последняя отдается в наем». В таком положении застали Васильевскую обитель реформы 1764 года. Монастырь стал штатным с содержанием 300 рублей ежегодно. Количество братии до начала XX века не превышало 14 человек. Настоятельство в Васильевском монастыре сначала было игуменское, потом с 1669 по 1734 гг. – архимандритское, и наконец – строительское.


В 1668 году, по благословению Стефана, архиепископа Суздальского и Юрьевского, начато строительство каменной соборной церкви Василия Великого, престольный праздник 1/14 января н.ст. Алтарь храма троечастный, окна с дугообразными перемычками, двери с трёх сторон. Алтарь отделён от пред алтарной части храма каменною стеною с тремя пролётами. Купол храма поддерживается двумя каменными столбами. С западной стороны храма Василия Великого построена трёх ярусная колокольня. На колокольне до 1917 года было колоколов общим весом 170 пудов.


Симметрично храму св. Василия Великого находится Трапезный храм в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, престольный праздник 26/8 сентября н.ст. В древности в нём имелись два придела внизу. Здание имеет вид корабля, западная часть его несколько шире, а восточная с углов несколько закруглена. Средина возвышается над прочими частями. Издревле существовал в г. Суздале крестный ход из Богородице-Рождественского Собора Кремля в Васильевский монастырь 23/6 июля н.ст., в воспоминание избавления от бывшего в 1654 году морового поветрия. В конце XVIII века, при архимандрите Варлааме, возведена с трёх сторон каменная монастырская стена. В 1860 году, стараниями иеромонаха-строителя Феотима возведён большой каменный двухэтажный корпус, где размещались настоятельские покои, братские кельи, кухня и трапезная.


Между храмами св. Василия Великого и Сретения Владимирской Богоматери находился некрополь. Среди захоронений наибольшее внимание привлекает захоронение Христа ради юродивой Евдокии. В Суздале она несла подвиг юродства 50 лет и преставилась в 1776 году, завещав быть погребенной в стенах Васильевского монастыря, хотя полвека подвизалась в монастыре преподобной Евфросинии. Память её почитается в Суздале на протяжении всех последующих лет. Достаточно сказать, что в конце XIX столетия, во всём Суздале не было ни одного помянника, где бы на ряду с Суздальскими святителями не было вписано имя блаженной девицы Евдокии и не бывало в городских храмах ни одной заупокойной литургии, во время которой, при поминании усопших, по нескольку раз не возглашалось бы имя этой юродивой.


Интересно захоронение штаб-лекаря Дмитрия Павловича Моренкова. Он был, в конце XVIII начале XIX столетия, достаточно известен в Санкт-Петербурге. За приготовление лекарства оподельдока и мятной эссенции император Александр I пожаловал ему золотую медаль. В Суздаль он переселился в 1812 году из Москвы, а с 1826 года начал ещё выпускать во всеобщее употребление цикорный кофе, приготовленный по способу им изобретенному. Со времени переселения Моренкова в Суздаль и по самый день смерти в 1830 году, он был истинным благодетелем для здешнего края, безвозмездно раздавал врачебные и другие пособия всем к нему приходящим и в особенности бедным. В 1826 году государь Николай I, за его благотворительность, наградил его орденом св. Владимира 4-й степени. Дмитрий Павлович Моренков заслужил у суздальчан имя благодетеля и друга страждущего человека. Далее, с восточной стороны алтаря погребены: князь Николай Сергеевич Трубецкой и княгиня Екатерина Петровна Трубецкая, урождённая княжна Мещерская. В настоящее время некрополь не сохранился.


В 1899 году, указом священного Синода, Васильевский мужской монастырь был преобразован в женский и приписан к Ризоположенскому женскому монастырю. В таком состоянии монастырь просуществовал до революции 1917 года и вместе с другими обителями был закрыт.


В 1995 году, по благословению архиепископа Евлогия, Владимирского и Суздальского, начато возрождение Свято-Васильевского мужского монастыря игуменом Авраамием. С 2005 года настоятелем монастыря является игумен Рафаил.


Возврат к списку

Свято-Васильевский мужской монастырь
Контактная информация
Адрес: 601293, Россия, Владимирская обл. г.Суздаль, ул. Васильевская 32-б.
Телефон:  +7(49231) 2-18-00
Создание и хостинг сайта