Есть ли пророки в нашем отечестве?
Шесть лет назад в Суздале, с благословения правящего архиерея владыки Евлогия, состоялось по своему знаменательное событие – установление памятной плиты монаху Авелю.
Очевидно, всё-таки не зря после долгих колебаний на плите было решено выбить евангельское: «Нет пророка в своем отечестве». Ведь достаточно провести опрос среди нынешних российских школьников, чтобы убедиться, что почти все они что-нибудь да слышали про хорошо «раскрученного» французского пророка Нострадамуса, а вот кто такой русский монах-прозорливец Авель знает далеко не каждый ученик даже и православной гимназии. Аналогичный результат даст, скорее всего, и опрос взрослого населения.
Первоначально мемориальная плита с именем пророка, датой рождения и смерти, и главным его пророчеством: «Святая Русь процветет аки крин небесный» была установлена в так называемом тюремном прогулочном дворике территории Спасо-Евфимиева монастыря. Почему именно здесь, станет ясно, если вспомнить кое-какие основные вехи жизни монаха-прозорливца.
Жил монах Авель во второй половине XVIII века и в первой половине XIX-ого. О нём во многих исторических материалах сохранились свидетельства как о человеке, предсказавшем крупные государственные события своего времени. Между прочим, за десять лет до нашествия французов он предсказал занятие ими Москвы. За это предсказание и за многие другие монах поплатился тюремным заключением. За всю свою долгую жизнь, – а жил он более 80 лет, – Авель просидел за предсказания в тюрьмах, в общей сложности, 21 год. Только во дни Александра I, в Соловецкой тюрьме, он отсидел более 10 лет. Его знали: Екатерина II, Павел I, Александр I, Николай I. Они то заключали его в тюрьму за его пророчества, то вновь освобождали, желая от него же узнать своё будущее. За одно из таких очередных пророчеств Авеля, в царствование Николая Павловича (как видно из указа Св. Синода от 27 августа 1826 года), приказали изловить и заточить «для смирения» в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. В этом монастыре, в первой трети XIX в. и окончил свою жизнь прозорливец.
Любопытно, что в отличие от непомерно раздутого ныне Нострадамуса, православного русского монаха Авеля ещё при жизни почитали святым: многие барыни ездили к нему справляться о женихах своим дочерям. На что он смиренно, обычно, отвечал им, что он не провидец и что предсказывает только то, что ему повелевается свыше. До нашего времени дошло и «Житие и страдания отца и монаха Авеля». По «Житию» этому, монах Авель родился в 1755 году в Алексинском уезде Тульской губернии. По профессии он был коновал, но «о сем (коновальстве) мало внимаше». Всё же внимание его было устремлено на Божественное и на судьбы Божии. Человек Авель «был простой, без всякого научения, и видом угрюмый». Стал он странствовать по России, а потом поселился в Валаамском монастыре, но прожил там только год и затем «взем от игумена благословение и отыде в пустыню», где начал «труды к трудом и подвиги к подвигам прилагати». «Попусти Господь Бог на него искусы великие и превеликие. Множество темных духов нападаше нань». Всё это преодолел Авель, и за то «сказа ему безвестная и тайная Господь» о том, что будет всему миру. Взяли тогда Авеля два некии духа и сказали ему: «Буди ты новый Адам и древний отец и напиши яже видел еси, и скажи яже слышал еси. Но не всем скажи и не всем напиши, а только избранным моим и только святым моим». С того времени и начал Авель пророчествовать. Вернулся в Валаамский монастырь, но, прожив там недолго, стал переходить из монастыря в монастырь, пока не поселился в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии, на Волге. Там он написал свою первую книгу, «мудрую и премудрую»…
Дата смерти монаха Авеля до сих пор в точности не определена. Одни источники называют 1841 год (эта дата и высечена на памятной плите). Другие склоняются к 1831 г. разночтения в датировках, тем более, когда вопрос касается определения годов рождения – смерти монахов – дело довольно частое. Так, например, мы до сего времени не знаем в точности даты рождения и смерти Суздальского епископа Феодора или смерти святой княжны Евфросинии Суздальской. Даже дата рождения великого русского полководца, не проигравшего ни одного сражения, Александра Васильевича Суворова, в одних случаях пишется – 1730 г., в других – 1729 г. Даты рождения монаха Авеля также разняться. Одни исследователи указывают 1757 г. (так выбито на плите), другие, как в вышеприведённом «Житии» – 1755 г.
Сама могила Авеля находится на территории Спасо-Евфимиева монастыря, за Свято-Никольской церковью, сразу напротив алтаря.