В конце 1610 года обстановка в России накалилась до предела. На власть в стране претендовали польские аристократы, однако главной бедой было даже не вторжение извне, а безвластие, порожденное гражданской войной. Города и боярские кланы сражались друг с другом… Патриарх Ермоген начинает рассылать окружные послания по городам и всем областям, призывая прекратить распри, объединиться и собирать ополчения для освобождения Руси от врагов. Он особо призывает не только отстаивать страну, но и защищать православную веру, не допускать насилия и жестокости по отношению к простым людям. Под влиянием его речей, в Нижнем Новгороде, формируется ополчение под руководством князя Димитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Вскоре оно начинает двигаться к Москве. В Ярославле к ополчению присоединяются и казанцы, которые приносят с собой список Казанской иконы Божией Матери и передают его князю Димитрию. Накануне штурма Кремля, в рядах русского ополчения, был объявлен трехдневный пост и сугубая молитва перед Казанским образом Богородицы. 22 октября 1612 года, русские войска штурмом взяли Китай-город, а спустя два дня освободили Кремль.
В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нёс Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице. По изгнании поляков из Москвы, князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже, иждивением князя-патриота, на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.